УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК:

 

 

УРОКИ 

ВДОХНОВЕНИЯ

 

 

 

МБУ

«Сосновоборская городская публичная библиотека»

Отдел детской и юношеской литературы

2016


 

Мы живем на берегу. Почти как в сказке, помните, у самого синего моря. Нет, мы, конечно, не думаем, что попали в сказку. Наше море – самое серое море, Балтийское. Дни в нашем городе движутся, как волны, перетекая один в другой. Зеленый и синий, цвета листвы и летнего неба, в июне поглощают все остальные краски так, что глаз не замечает других оттенков. В конце ноября город выцветает до цвета асфальта и серой балтийской волны.

Его называют Сосновый Бор, этот город, город энергетиков и строителей, и он молод, красив и благоустроен. Его существование неразрывно связано с Ленинградской атомной электростанцией, заслуженно считающейся флагманом ядерной энергетики России. Его жителям, руками которых построена крупнейшая в Европе атомная электростанция, свойственны бодрость духа и оптимизм. Его улицы полны криками морских птиц и свежим ветром.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальный уровень жителей города и внимательное отношение администрации предопределили количество учреждений культуры, существующих в Сосновом Бору, достигающее максимально высокой отметки. В настоящее время городская публичная библиотека становится центром, выполняющим не только информационные, но и образовательные, ценностно-ориентационные и морально-этические функции. Детскую библиотеку в данном контексте можно рассматривать как пространство детского чтения, воображения и творчества, открытое для читателя-ребенка.

Первые книги в детскую библиотеку молодого поселка энергетиков, которая располагалась в обычной двухкомнатной квартире, поступили 13 августа 1971 года. Осенью того же года библиотека открылась для детей. В 2011 году детская библиотека перешагнула сорокалетний рубеж и стала называться Отделом детской и юношеской литературы. Текущий 2016 год является юбилейным для Отдела детской и юношеской литературы как преемника многолетнего опыта и лучших традиций детской библиотеки.

В 2015 году библиотека получила новое помещение в центре города, светлое и уютное. Проводя время в библиотеке, дети обретают положительные эмоции от встреч с хорошо знакомыми и новыми литературными героями, подростки улучшают навыки общения, развивают интеллектуальные и творческие способности, пополняют багаж необходимых знаний. Библиотечные специалисты находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы, способных привлечь различные категории читателей к чтению и представить актуальную информацию в необычном ракурсе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детская библиотека обладает определенным механизмом влияния на культурную ситуацию в обществе. В контексте современной действительности мы можем говорить о том, что детская библиотека позволяет создать условия для воспитания творческой личности, свободной от стереотипов. По сути, детская библиотека есть педагогическое учреждение, основная цель которого – создание максимума условий для комфортного развития личности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детская библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала юных читателей. Познакомившись с новыми книгами по детскому творчеству, дети с удовольствием осваивают азы оригами, изготовления игрушек-самоделок, открыток, сюрпризов, конструирования из бумаги.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, приобретают навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, образа, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Ребенок воспитывает в себе стремление достичь качественных результатов, настойчивость, способность к преодолению трудностей. Такие занятия помогают в развитии творческих навыков и способностей ребенка, организуют досуг детей, развивают стремление к творчеству.


 

Проект

 

Удивительный песок: уроки

вдохновения

 

ориентирован на привлечение детей в сформированную книжную среду и формирование читательской потребности у ребенка путем приглашения к осмысленному чтению и возможности иллюстрирования прочитанных текстов в технике песочной анимации.Проект позволяет ребенку заново осмыслить образы и ситуации, рассмотренные в литературных произведениях, воплотить собственное видение героев детской литературы, транслировать приобретенный опыт и выразить свою личность в оригинальной форме.

 

Обоснование значимости проекта

 

В настоящее время проблема детского «не-чтения» становится объектом самого пристального внимания исследователей детского чтения и библиотечных специалистов; в этой связи привлечение детей в сформированную книжную среду посредством принципиально нового, нетривиального вида творческой деятельности представляется актуальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детское чтение в контексте современной действительности не только становится механизмом социализации, инструментом обретения опыта и составляющей процесса самоидентификации, но и является необходимым условием вхождения ребенка в культуру. Навыки осмысленного чтения, привитые в доподростковом возрасте, способствуют формированию человека с высоким интеллектуальным потенциалом, просвещенного и социально ценного, обладающего динамичным мышлением и воображением. В сфере библиотечного обслуживания детей и юношества детская художественная литература, как классическая, так и современная, является тем непосредственным материалом, на основе освоения которого читателем-ребенком происходит коммуникация сотрудников библиотеки и читателей детских библиотек.

Громкие выразительные чтения произведений, рекомендованных для самостоятельного изучения, в сочетании с творческими занятиями по рисованию песком на столах с подсветкой вызывают неизменный интерес детей и их родителей.

Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству. Вместе с тем, приобретение навыка соблюдения правил в данном контексте приобретает особую значимость. Структурированное рисование кончиками пальцев способствуют воплощению образов, существующих в воображении ребенка, и делает процесс рисования более эффективным.

 


 


 

Рисование песком оказывает весомое влияние на развитие социальных навыков, поскольку занятия осуществляются в группах, способствующих взаимодействию детей. Активные занятия помогают детям получать положительные эмоции. Работа с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие ребенка, активизируя чувства и открывая обширные возможности для творчества.

Реализация проекта «Удивительный песок: уроки вдохновения» предоставляет его участникам уникальную возможность воплотить собственное видение образов и ситуаций, рассмотренных в литературных произведениях, и транслировать приобретенный опыт чтения посредством оригинального вида творческой деятельности. Проект не имеет аналогов в профессиональной среде.

 

Цель проекта

 

побуждение к чтению и самореализации посредством творческой деятельности

 

Задачи проекта

 

  • привлечение детей в сформированную книжную среду

  • расширение литературного кругозора посредством прочтения произведений, рекомендованных для самостоятельного изучения

  • воспитание навыков осмысленного чтения, участия в диалоге и дискуссии

  • развитие фантазии и образного мышления


 

 

 

 

 

 

Методы реализации проекта

Проект ориентирован на детей младшего школьного возраста и предполагает проведение ряда мероприятий, посвященных прочтению, обсуждению и иллюстрированию произведений детских писателей и поэтов, не вошедших в программу общеобразовательной школы. Возможность участия в диалоге и дискуссии призвана способствовать формированию смысловой позиции; выполнение творческих заданий содействуют развитию креативных качеств и духовного потенциала ребенка.

В структуре занятий выделяются равнозначные и взаимосвязанные компоненты – прочтение текста, обсуждение содержания, иллюстрирование текста в технике песочной анимации.

В настоящее время в рамках проекта два раза в неделю проводятся экспериментальные занятия, осуществляемые по выше приведенной схеме. К числу особо востребованных тем относится проблема осмысления и интерпретации наследия классиков детской литературы, тех писателей, чьи произведения входят в круг чтения широкой читательской аудитории на протяжении нескольких поколений.Произведения, предназначенные для прочтения и иллюстрирования в рамках реализации проекта, представлены в приложении 1.

Произведения Туве Янссон на сегодняшний день входят в традиционный круг детского чтения разных поколений российских читателей и относятся к классике детской литературы.


 

 

 

Участниками проекта прочитаны и проиллюстрированы новеллы Туве Янссон, вошедшие в сборник «Дитя-невидимка» и адресованные детям младшего школьного возраста, в частности, «История о последнем в мире драконе».

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

Являясь социально направленным, проект, в первую очередь, ориентирован на привлечение детей в сформированную книжную среду и развитие творческой компетентности ребенка как важной характеристики будущей личности. Таким образом, одним из ожидаемых результатов проекта является развитие направления деятельности детской библиотеки, касающегося формирования творческой компетентности учащихся.

Кроме этого, в качестве итога проект предполагает создание электронного ресурса, представляющего работы участников, а также методические и иллюстративные материалы, в комплексе призванные для решения полного круга задач, возникающих в рамках творческого процесса. Информационные закладки и буклеты, предназначенные для привлечения детей в библиотеку и активно используемые по назначению в настоящее время, представлены в приложении 2.


 


 


 


 


 


 


 

Организация и оформление

проекта

 

Большое значение для успешной реализации проекта имеет организация и оформление библиотечного пространства, что требует привлечения средств как со стороны муниципального, так и областного источников. В настоящее время помещение, предназначенное для творческих занятий, оборудовано тремя детскими столами с подсветкой для рисования песком. Занятия по чтению проводятся в помещении младшего читального зала, для оформления которого целесообразно использовать детские пуфы, стол-трансформер, ковровое покрытие. Для осуществления качественного проведения занятий по рисованию песком необходимо современное оборудование (веб-камера, экран, проектор); для создания надлежащей освещенности помещения требуются жалюзи. Перечень оборудования, необходимого для реализации проекта, и его ориентировочная стоимость представлены в приложении 3.


 

Что такое детство? Ответить на такой, казалось бы, простой вопрос на самом деле не так просто. Думаешь про воздушные шары, панамку, нагретую солнцем, огромное, безоблачное небо над головой. «Детство – это когда ты делаешь все возможное», сказал один из участников проекта «Удивительный песок». Проект «Удивительный песок: уроки вдохновения» приглашает ребенка использовать все свои возможности на пути становления и воспитания собственной личности в условиях современных вызовов и получить навыки, способные в перспективе обрести более значимые форматы.

А может, просто. Смотришь, как песок проходит сквозь пальцы, и мечтаешь. Ведь все возможно.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Содержание проекта на 2017 год

  • Январь. «Мишка очень любит мед». Литературный час, творческое занятие по произведению А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»

  • Февраль. «Счастлив тот, в ком детство есть». Литературный час, творческое занятие по сказочной повести П. М. Трэверс «Мэри Поппинс»

  • Март. «Дорога – это значит путь». Литературный час, творческое занятие по волшебной сказке Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит»

  • Апрель. «Каждый имеет право быть Карлсоном». Литературный час, творческое занятие по сказочной повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

  • Май. «Без шуточек как-то скучно!» Литературный час, творческое занятие по сказочной повести О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга»

  • Июнь. «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым». Литературный час, творческое занятие по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  • Июль. «Терновый куст – мой дом родной!» Литературный час, творческое занятие по сборнику сказок Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»

  • Август. «Мальчик как мальчик». Литературный час, творческое занятие по сказочной повести С. Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»

  • Сентябрь. «Финдус. Зеленый горошек». Литературный час, творческое занятие по произведениям С. Нурдквиста

  • Октябрь. «Все страньше и страньше». Литературный час, творческое занятие по сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»

  • Ноябрь. «Чудесная страна Оз». Литературный час, творческое занятие по сказке Л. Ф. Баума «Волшебник из страны Оз»

  • Декабрь. «Мальчик-луковка». Литературный час, творческое занятие по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино»


 

Приложение 2.

Информационные закладки и буклеты к произведениям
Туве Янссон

 


 


 


 


 


 

 

Приложение 3.

Перечень оборудования, необходимого для успешной реализации проекта


 

Наименование

Ориентировочная цена

Количество

Ориентировочная стоимость

проектор

32 000

1

32 000

веб-камера

5 400

1

5 400

универсальный держатель для камеры с креплением к столу

3 700

1

3700

ноутбук

18490

1

18490

экран

3 500

1

3 500

проекционный столик

11 322

1

11000

жалюзи

12 500

1

12 500

пуф детский

7 000

5

35 000

стол-трансформер

25 000

1

25 000

ковровое покрытие искусственная трава

290

12 кв.м

3 410

 

 

 

150 000


 

 


 

 


 

© 2019 МБУ «Сосновоборская городская публичная библиотека»
188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, 46
Яндекс.Метрика