Муниципальное бюджетное учреждение

«Сосновоборская городская публичная библиотека»

 

Ленинградская область, г.Сосновый Бор

 

 

Сценарий мультимедийной программы

 

г. Сосновый Бор

2012

 

СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО.

 

Приближается Светлое Воскресение – главный православный праздник года. «Праздник праздников и торжество торжеств» - Пасха.

Удивительный праздник! Кому-то ещё в детстве он запомнился расписными яйцами, кому-то – полуночным крещенским ходом, кому-то – похожими на заклинание словами: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!»

 

Пасхе предшествует 40-дневный «Великий пост».

Великий Пост — центральный пост во многих христианских конфессиях (православии, католицизме и других), цель которого — приготовление к празднованию Пасхи; также соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней.

В воскресенье, предшествующее Пасхе, отмечается христианский праздник – Вербное Воскресенье.

В этот день русская Православная Церковь празднует вход Господень в Иерусалим.

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий.
Христос входит в Иерусалим. Он открывает людям спасение от рабства греха, но его ждут страдания и крестная смерть. Толпа его шумно приветствует, но видит в нем земного Спасителя, ждет освобождения не от духовных пут греха, а от оккупантов-римлян. Люди устилают дорогу Иисуса пальмовыми ветвями, а Он видит заблуждение тех, кто так радостно его встречает. Христос не отклоняет явным образом восторгов толпы, но ищет совсем другого - обращения сердец к доброте и любви, к Богу…


Памятью о пальмовых ветвях, которыми народ приветствовал Христа, в России стали вербы. Распущенные ветки вербы напоминают верующему, что надо задуматься в этот день: что жду я от Христа? Не движет ли мною корысть, не ищу ли я ощутимых благ и земных побед, как та толпа, которая совсем скоро закричит: "Распни!", но сегодня еще приветствует Спасителя?

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает чтобы показать, что страдания Спасителя были вольными.

На Руси этот праздник давно называется
Вербным воскресением. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.

Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название —
Вход Господень в Иерусалим или Цветоносное воскресение.

Несмотря на то, что Вербное воскресенье приходится на пост, в этот день разрешено есть рыбу и пить вино. После воскресенья пост продолжается и на Страстной неделе верующие продолжают усердно поститься и молиться, приготовляясь к Пасхе.

Воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению верующие посвящают последнюю – Страстную – неделю Великого поста.

(Снятие с креста и погребение Спасителя)

Снятое с Креста распятое тело Спасителя его ученики Иосиф и Никодим поместили в пещеру в саду вблизи Голгофы, привалили огромный камень к входу и удалились. Враги Христовы к камню приложили свою (синедрионову) печать и поставили воинскую стражу, опасаясь, что сбудется предсказание Иисуса: «После трех дней воскресну». Веру в силу крестных страданий за людей Иисуса Христа верующие выражают крестным знамением во время молитв.

(Воскресение Иисуса Христа.)

По прошествии субботы, ночью на третий день после своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силой Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Он, невидимый для стражи, вышел из гроба, не отвалив камня, закрывающего вход в пещеру, не нарушив синедрионовой печати. Наутро женщины из числа учеников Христовых пришли помазать его ароматическими маслами. Мария Магдалина, оказавшись первой у гроба Господня, увидела, что он пуст. Тут подоспели и другие женщины. И тогда Ангел Господень объявил им, что Христос Воскрес, и повелел рассказать об этом всем ученикам.

(Чудо Благодатного огня.)

Каждый год в Великую субботу, накануне Пасхи, в Иерусалиме на Гроб Господень сходит Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Иисуса Христа.

Тысячи паломников, приехавших со всех концов света в Храм Гроба Господня, а миллионы телезрителей во время прямой трансляции наблюдают схождение Огня. От молний и бликов, внезапно появляющихся в Храме, у паломников непроизвольно загораются свечи и лампады. Зажженный в Иерусалиме Благодатный Огонь в Великую субботу привозится в Россию и разделяется по храмам, начиная от кафедрального собора Христа Спасителя в Москве.

(Пасхальное богослужение.)

Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью и величием. Служба начинается Крестным ходом вокруг храма. Священники в белых праздничных облачениях и все собравшиеся с зажженными свечами в руках и с пением: «Воскресение Твоё, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» - обходят храм.

Двери Храма открываются, все входят в храм, и начинается великая ектения, т.е. короткие прошения с пением «Господи, помилуй», за которой следует торжественное пение Пасхального канона «Воскресения день».

Во время пения канона священнослужители приветствуют богомольцев словами: «Христос воскресе!». На что те громко отвечают: « Воистину воскресе!»

Накануне дня Святой Пасхи освящаются яйца, творожные пасхи и куличи, которыми разговляются верующие.

В день Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга братским лобзанием со словами: «Христос Воскресе» (христосуются) и обмениваются крашеными яйцами, которые служат символом Воскресения.

(«Солнце играет»)

Множество народных примет и обычаев было связано с Пасхой. У крестьян существовало поверье, сто на Пасху «солнце играет». Дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись!

 

( Пасхальное яйцо)

Пасхальное яйцо – символ новой жизни, возрождения. По преданию, первое пасхальное яйцо святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесению Христа Спасителя на Небо Мария Магдалина явилась для евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!». Император заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, подтверждая благую весть Марии Магдалины.

Так появилась традиция красить на Пасху яйца. Крашеные или расписные яйца дарили друг другу. Пасхальным развлечением были игры с крашеными яйцами.

(Празднование Пасхи в наши дни.)

Многие традиции празднования Пасхи сохранились и по сей день. Как и столетия назад во многих семьях в Чистый четверг на Страстной неделе наводят порядок в квартирах, красят яйца, в Страстную пятницу дома наполняются запахом пекущихся куличей, храмы во время Пасхального богослужения и в течение всей Светлой седьмицы полны прихожан.

Распространенный не так давно обычай посещать кладбища в день Пасхи противоречит уставу Церкви: в течение первой пасхальной недели поминовение усопших вообще не совершается. Нужно помнить, что Пасха – время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью.

Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седьмицы, во вторник, Церковью установлен особый день поминовения усопших – Радоница, или Вселенский родительский день.

Празднование Пасхи в наши дни – свидетельство сохранения и продолжения отеческих традиций. Главное, чтобы светлое и радостное настроение пасхальных дней вы сохранили надолго, а душа ваша наполнилась любовью, добротой, милосердием и надеждой.

Христос воскрес!

 

Христос воскрес! Опять с зарею

Редеет долгой ночи тень,

Опять зажегся над землею

Для новой жизни новый день.

 

Еще чернеют чащи бора;

Еще в тени его сырой,

Как зеркала, стоят озера

И дышат свежестью ночной;

 

Еще в синеющих долинах

Плывут туманы... Но смотри:

Уже горят на горных льдинах

Лучи огнистые зари!

 

Они в выси пока сияют.

Недостижимой, как мечта,

Где голоса земли смолкают

И непорочна красота.

 

Но, с каждым часом приближаясь

Из-за алеющих вершин,

Они заблещут, разгораясь,

И в тьму лесов, и в глубь долин;

 

Они взойдут в красе желанной

И возвестят с высот небес,

Что день настал обетованный,

Что Бог воистину воскрес!

 

И. А. Бунин

1896

Вербное воскресенье.

 

В воскресенье вербное
Верба расцвела
От луча весеннего,
Первого тепла.

Прокатился с грохотом
Ледоход речной,
Отозвался колоколом
Праздник над землёй.

И слезами капает
Парафин свечей,
От огня священного
Солнце горячей.

Бледными листочками
Верба прорастёт,
Лопнувшею почкою
Сердце оживёт!

Священник Сергий Гусельников

Пасхальное

Христос Воскрес - и смерти нет!
И больше никогда не будет!
И воссиял над миром свет,
И с Богом примирились люди!

Какая радость на душе!
Как солнце весело играет!
И не до горести уже,
И сердце сладко замирает…

Еще вчера была гроза
И в тучах молнии сверкали,
А нынче небо - как слеза,
Прозрачны голубые дали…

 

Список литературы:

1. Встречаем Пасху. – М., 2009.

2. Коринфский А.А. Народная Русь. – Смоленск, 1995.

3. Народные праздники на Руси. – М., 2004.

4. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1999.

5. Времена года. – М., 1995.

6. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. – М., 1990.

7. Русский народный календарь. – М., 2001.

8. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.2. – М., 1995.

9. Читаем, учимся, играем. Выпуск 4/99. Журнал-сборник

© 2024 МБУ «Сосновоборская городская публичная библиотека»
188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, 46
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МБУ «Сосновоборская городская публичная библиотека» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.